Введение в действие новых критериев оценки педагогов и воспитателей, анонсированное профильным ведомством на сентябрь 2019 года, долгое время откладывалось. На этом настаивали профсоюзы, представители которые не единожды заявляли о том, что учителя не готовы к «дополнительной нагрузке». Сегодня мы предлагаем подробно обсудить суть новых стандартов и требования к профессиональной деятельности педагогов.
Реформы системы образования, которые давно назревали и наконец-то дошли до стадии реализации, натолкнулись на неожиданное препятствие со стороны учителей. Педагоги критически восприняли известие о введении новых профессиональных стандартов в 2019 году, призванных «подтянуть» квалификацию преподавателей до уровня, отвечающего современным реалиям.
Отметим, что к разработке нового профстандарта для учителей, по Указу Президента РФ, Министерство образования и науки приступило еще в 2012 году. Но за прошедшие 7 лет до его реализации дело так и дошло из-за шквала эмоциональных отзывов учителей, их жалоб на чрезмерную загруженность и тотальный контроль со стороны проверяющих органов.
В чем заключается суть новых профстандартов для учителей?
В Министерстве просвещения заявляют, что, главной задачей новых профессиональных стандартов учителей, получивших названия «Педагог» и «Воспитатель», является "воспитание" нового поколения квалифицированных специалистов, которые стремятся к самосовершенствованию, саморазвитию и регулярному повышению своей квалификации. Профстандарты содержат небольшой перечень требований к профессиональной деятельности педагога, суть которых можно сформулировать кратко таким образом:
- доскональное знание преподаваемого предмета;
- владение методикой преподавания учебной дисциплины, включая оптимизацию, индивидуальный подход к ученику, объяснения межпредметной связи, например: математики, физики и астрономии; биологии и химии и т. д.;
- знание и практическое применение возрастной психологии в ходе преподавательской деятельности;
- нравственно-этические нормы, как неотъемлемая часть личности учителя.
После ознакомления с выше перечисленными требованиями поневоле возникает риторический вопрос: разве не этому учили будущих педагогов в колледжах и институтах? Вполне можно понять возмущения педагогов по поводу чрезмерной нагрузки (действительно, сегодня учителям приходится работать в достаточно тяжелых условиях, под гнетом психологических, моральных, профессиональных и физических нагрузок). Но вот жалобы преподавателей на ужесточение профессиональных требований, мягко говоря, удивляет. Список вопросов к возмущенным педагогам, честно говоря, можно свести к одном, главному вопросу: а не ошиблись ли они в выборе профессии? Ведь требованиям, перечисленным в профстандарте, должен соответствовать любой квалифицированный педагог, тем более работающий с детьми и подростками.
Объективные проблемы внедрения стандартов
В перечне профессиональных навыков учителя, пожалуй, есть только один пункт, который действительно заслуживает внимания и понимания – внедрение цифровизации в общеобразовательную систему. Требование к овладению цифровыми технологиями учителями и включению их в учебный процесс, действительно вызывают определенное сомнение в успехе.
Во-первых, учителям предпенсионного возраста действительно придется справляться с дополнительной нагрузкой, связанной с освоением ПК, которая, в силу возраста и уровня сложности, может стать реальным препятствием для подтверждения квалификации. Во-вторых, необходимая техническая база или средства для ее получения – предмет мечтаний, на уровне фантастики, для руководства большинства провинциальных школ России. Как научить педагога (впрочем, как и школьника) пользованию ПК, если он не может их увидеть, ни на уроке, ни дома, а дополнительного финансирования на эти цели пока не предвидится?
Третий вопрос – существенный дефицит квалифицированных специалистов. Это проблема не только для преподавателей, работающих на 1,5-2 ставки, и не имеющих времени для подготовки к открытому уроку или внеклассному мероприятию. Кстати, лояльное отношение к недовольству учителей и длительная отсрочка внедрения квалификационного экзамена, скорее всего, связаны с опасением, что число школ, где не хватает учителей, значительно увеличится. Вероятно в профильном ведомстве долгое время опасались, что педагоги, морально не подготовленные к аттестации, покинут школу.
В связи с объективными причинами, возможно, стоит исключить из перечня требований вопрос об ориентации в информационных технологиях, до появления возможности 100% финансирования всех российских школ, направленного на приобретение компьютеров, модемов, сканеров и т.д. Но откладывать бесконечно другие важные вопросы, пожалуй, больше нельзя, так как вопросы о неразрывности воспитания и обучения на уроках не терпят отлагательств.
Новый стандарт: верните в школу настоящих педагогов
Судя по имеющейся в открытом доступе информации, новый профессиональный стандарт (впрочем, как и старый, существовавший не одно десятилетие в советской школе), всего лишь, требует подтверждения знаний, не только полученных учителем в студенческие годы, но и приобретенных им в ходе преподавательской деятельности.
Другими словами, на первый взгляд особого повода для переживаний у педагогов нет (во всяком случае, у тех, кто идет в ногу со временем). Наоборот, учителя должны быть заинтересованы в том, чтобы новые профстандарты педагогов вступили в силу как можно раньше. Ведь подтвержденная квалификация и присвоенная категория предполагают соответствующую надбавку к зарплате, размер которой сегодня, действительно, оставляет желать лучшего.
Стоит заметить, что в советской школе все эти критерии оценки считались обязательными для дипломированного специалиста, сами собой разумеющиеся, и не подлежащие дополнительному материальному стимулированию. Зато отсутствие особого рвения к работе с детьми и их семьями, в том числе – во внеурочное время, каралось выговорами и осуждением, как со стороны руководства, так и со стороны общества.
После распада СССР, наступил кризис не только в экономике страны, но и в сфере образования. Общество, которому пришлось в буквальном смысле слова выживать, поставило на грань разрушения советскую систему образования. Легендарную систему образования, которая заслужила безоговорочный авторитет в мире благодаря огромному влиянию личности педагога, формировавшему у подрастающего поколения, помимо знаний, нравственные категории и непреложные человеческие ценности.
Поэтому понятие «новый профстандарт» можно отнести скорее к поколению педагогов, получивших дипломы, а не педагогическое образование, в «лихие 90-е годы». К тем учителям, которые привыкли сухо излагать тему урока, не вглядываясь в глаза учеников, и которым удобно не отвечать за результаты своей работы, особенно, если эти результаты станут видны не сразу, а 10-20 лет спустя. Не эти ли педагоги считают нормальный рабочий процесс новой, непосильной нагрузкой?
Ведь, на самом деле, стандарт профессиональной пригодности педагога – это не пресловутые требования, а любовь к детям и профессия, выбранная не по принуждению, а по зову сердца. Здесь уместно напомнить, что все новое – это забытое старое. В данном случае – возрождение общества и системы образования, которая должна соответствовать лишь новым веяниям времени.